А. Шустов. После государства (презентация книги).

Алексей Шустов
ПОСЛЕ ГОСУДАРСТВА
Полный текст книги можно найти тут: http://www.libertarium.ru/libertarium/41501
Далее -- выдержки из книги.

То, что называют демократией, является наиболее удачным видом государственного режима, хотя и далеким от совершенства. Ждёт ли нас что-то новое после демократии? И не пора ли пойти дальше, спросив себя: возможны ли иные формы политического управления, которые смогут утвердиться после государства?
Вариант ответа на этот вопрос Вы найдете в этой книге.

ПОЖЕЛАНИЯ ОТ АВТОРА

ВВДЕНИЕ, в котором коротко сказано, о чём книга

...

В первой главе предпринята попытка на основе современных достижений психологической науки понять, какие существуют системные сбои в демократии большинства, каким образом в ходе исторического процесса появились, укоренились и привели к сегодняшним проблемам те ошибки политической системы, которые не позволяют демократии работать в начале XXI века так же эффективно, как в минувшие два столетия.

Во второй главе представлена идея общественных отношений, лишенная системных сбоев, которые характерны для демократии большинства. Эта идея отвечает нескольким важнейшим условиям.

1. Переход от демократии большинства к демократии разнообразия. Новая общественная технология устройства власти обеспечивает возможность реализации всего разнообразия неагрессивных стремлений членов общества.

2. Устранение монополии на легальное применение насилия, принадлежащей государству и оказывающейся основой для коррупции, неэффективного распределения общественного продукта, многочисленных вариантов несправедливости.

3. Переход от силового перераспределения общественного продукта (налоговая система и другие инструменты) к естественному, которое оказывается справедливым и с точки зрения тех, кто отдает, и тех, кто берет, и тех, кто остается в стороне.

4. Идейным источником всей предлагаемой концепции является простое и очевидное, но удивительным образом не находящее отражения в сознании и поведении политиков и простых граждан утверждение: ЛЮДИ РАЗНЫЕ. В предлагаемой системе заложены инструменты доходчивого представления каждой группой, отличающейся по некоторым признакам от остальных, своей инакости другим членам общества. Гарантируется взаимодействие любых групп только после выяснения отличий и с их учетом.

Представленная идея позволяет устранить сбои, характерные для демократии большинства. Но это не означает, что она не содержит новые, собственные ошибки. Только глубокий анализ позволит оценить ее жизнеспособность.

Приглашаю всех к обсуждению.

Развернутое ПРЕДИСЛОВИЕ, в котором обсуждаются многочисленные признаки кризисного состояния демократической формы политического управления

ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОСТДЕМОКРАТИИ

Вокруг света

Итоги «путешествия»

Проблема демократической традиции

Была ли демократия?

Конкурентная олигархия

Есть ли демократия?

Вывод

ГЛАВА 1, в которой обнаруживаются причины кризиса политического управления

Роль идеологии в политике

Эволюция идеологий

Эволюция информационной среды

Эволюция политических методов

Эволюция политических систем

...

А теперь – основной, центральный вопрос этой книги, на который прошу ответить читателя.

Почему находящиеся в «естественном состоянии» люди, которые действительно не могут договориться каждый с каждым, передают свое «право управлять собой» только ОДНОМУ человеку или собранию лиц? Почему они не могут проявить различие мнений и передать это право разным лицам: двум, пяти, пятнадцати?

Если не могут договориться каждый с каждым несколько миллионов человек, то почему от имени этих миллионов не могут договориться десять правительств, созданных на территории одной страны, каждое из которых некоторое количество граждан этой страны уполномочило выступать от их имени?

...

Монополия на применение силы

...

Применяя гоббсовский принцип, описывающий теоретический порядок формирования политической власти, сохраняя государство как силового монополиста, народы, выбравшие философию равенства и идеологию капитализма, не смогли уйти от неравенства в политической практике. Чиновник, который здесь и сейчас является рулевым права легитимного насилия, находится в неравных условиях по отношению ко всем остальным, а им от этого никуда не деться, ибо он – монополист. У него сохраняется возможность применения протекционистского политического метода, оставшегося от докапиталистической философии неравенства.

...

ГЛАВА 2, в которой предлагается краеугольная идея для конструирования новой модели политического управления и обсуждаются некоторые стороны такой модели

Иной путь

...

Давайте мы проявим оригинальность и пофантазируем на тему нескольких правительств в пределах одной суверенной территории.

...

Если конкретное правительство не будет соответствовать ожиданиям и надеждам «подписавшихся» на его программу граждан, то они в некий условный «Юрьев день» смогут расторгнуть договор с этим правительством и перейти под юрисдикцию другого.

...

Система правительственного многообразия

Взаимоотношения правительств

Вопросы внутренней безопасности – полицейские функции

Конфликт законодательств

Почему не будут войны правительств?

Судьба делинквентных личностей

О происхождении наших прав

Границы свободы

Аксиоматические основания прав собственности

Границы свободы – 2

Право на насилие

Границы свободы – 3

Применение силы в системе правительственного многообразия

Сеть общественных договоров для большинства

Применение силы к принципиальным преступникам

Пенитенциарная система для участников объединений

Суд

Коррупция чиновников

Открытая система контроля

Экономика

Собственность

О монополиях и борьбе с ними

Обеспечение граждан

Пенсионное обеспечение

Широчайшее использование страхования. Медицина

Образование

Выполнение общественно значимых функций

Помощь социально незащищённым

Почему богатые будут делиться?

Культура и наука

Почему «государства богатых» не будут угнетать «государства бедных»?

Почему «государства социалистов» не будут беднее «государств либералов»?

Этот вопрос также может возникнуть, и он по-настоящему интересен, так как в нём проявляется одно распространённое заблуждение. Почему-то многие считают, что люди с индивидуалистическими установками работают лучше, чем люди общественно-ориентированные. Если бы было так, то можно было бы ожидать, что собравшиеся под либеральной программой граждане в целом будут жить лучше, чем их соотечественники, объединившиеся вокруг социалистической программы. Но это не так.

...

Бессмысленно обсуждать, какой из вариантов удобнее. Одним людям удобнее один, другим – другой, третьим – какой-то промежуточный. Сегодня выбора нет. В предлагаемой системе он есть. А если человек имеет возможность жить так, как ему удобно, то и производительность его труда, и качество его жизни вырастут. Независимо от того, «социалист» он или «либерал».

Внешняя политика, армия

Единство страны

Разъяснение терминов

ГЛАВА 3, в которой предпринята попытка примирить предложенную идеальную модель политического управления и реальную жизнь современного государства

Проблемы, ещё не решённые в теории полностью или частично

Условия создания технологии перехода

Принцип ответственности инициатора

Важнейший принцип, который абсолютно игнорируется либералами.

...

Инициатор любых общественно-политических изменений должен обеспечить всем, кто изменений не хочет, возможность сохранить привычную для них и устраивающую их систему отношений. Только защитив их право «оставить всё как есть», он может создавать что-то новое, что считает более правильным и удобным для себя. Возможно, те, кто изменений не хотел, позже увидят плюсы новой системы и захотят к ней перейти сами, но их нельзя тащить туда насильно. Любое не санкционированное свободными гражданами насилие при проведении либеральных реформ похоронит их так же, как капиталистическую политическую систему погубила сохранённая в ней монополия на применение легальной силы.

Вот почему систему правительственного многообразия правильнее всего было бы создавать путём отпочкования от сегодняшней политической системы. ...

Деление почкованием

Подготовка пионеров

«Ручной режим» формирования традиций

Изменение судьбы налоговых платежей

Политическое условие перехода

Сроки реализации

Говорить о конкретных сроках воплощения системы правительственного многообразия было бы крайне безответственно. С другой стороны, не коснуться этой темы также неправильно.

...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором читателю предлагаются все основные изложенные в книге выводы, чтобы согласиться или поспорить с каждым по отдельности

24 май 2008

Материалы четвертых чтений