В.Кизилов. "Государственное регулирование цен на энергоносители в современной России: как работает Большой Треугольник Неэффективности и как из него можно выйти".
тезисы доклада
1. Экономическая политика, принятая в современной России, предполагает государственное регулирование максимальных цен на энергоносители, в особенности природный газ.
2. К основным формам этого регулирования, помимо непосредственного установления цен и тарифов соответствующей федеральной службой, относятся ограничения на экспорт нефти и газа, в том числе в виде экспортных пошлин.
3. Непосредственным эффектом данного регулирования является субсидирование энергоемких видов деятельности в России, осуществляемое за счет производителей газа и нефти.
4. Производители газа и нефти вынуждены продавать большую часть своей продукции по ценам, которые существенно ниже тех, по которым данная продукция отпускалась бы при отстутствии регулирования.
5. Тем не менее, производители газа и нефти не являются убыточными, а наоборот, стабильно получают высокую прибыль и наращивают свою стоимость.
6. Их прибыльность объясняется тем, что совокупные суммы, которые они платят владеющему недрами государству за одну единицу извлеченного из этих недр топлива, значительно ниже, чем цена этой единицы топлива на мировых рынках.
7. Таким образом, государство, обременяя производителей нефти и газа "социальной нагрузкой" в виде необходимости снабжать внутренних потребителей дешевым топливом, одновременно компенсирует им эти затраты, собирая с них меньше денег в виде НДПИ, платы за воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, лицензионных сборов.
8. Ярким выражением этого факта является одновременное существование низких ставок налога на добычу полезных ископаемых, отгружаемых внутренним потребителям и очень высоких ставок экспортных пошлин на газ и нефтепродукты.
9. Теряя значительные суммы от недополученных сумм по налогу на добычу ископаемых, потребляемых внутри России, федеральный бюджет, тем не менее, имеет значительный профицит и резко наращивает излишние расходы, то есть, купается в деньгах.
10. В значительной мере такое состояние федерального бюджета обусловлено тем, что он собирает огромные налоговые сборы, особенно в виде НДС и ЕСН с нетопливного сектора экономики.
11. В итоге, нетопливный сектор экономики получает субсидию в виде дешевого топлива, но теряет этот выигрыш, выплачивая в федеральный бюджет значительные суммы налогов, особенно НДС и ЕСН.
12. Таким образом, Большой Треугольник Неэффективности складыватся из трех элементов: 1) субсидирования нетопливного сектора нефтегазовыми компаниями через заниженные цены на нефть и газ; 2) субсидирование федеральным бюджетом нефтегазовых компаний за счет заниженных ставок НДПИ и лицензионных сборов на разработку государственных месторождений; 3) выплаты нетопливным сектором экономики повышенных налогов в федеральный бюджет.
13. Все три стороны финансируют друг друга, и в итоге все оказываются в минусе.
14. Для нефтегазовых компаний было бы лучше платить повышенные ставки НДПИ и лицензионных сборов, но возмещать эти потери за счет более высоких цен топлива на внутреннем рынке.
15. Для нетопливного сектора экономики было бы лучше платить более высокие цены за топливо, но возмещать эти потери за счет снижения федеральных налогов, особенно НДС и ЕСН.
16. Для федерального бюджета было бы лучше получать меньше доходов от НДС и ЕСН, но компенсировать это увеличением доходов от НДПИ и лицензионных сборов за разработку нефтяных и газовых полей.
17. Для российской экономики в целом ликвидация Большого Треугольника Неэффективности означала бы снижение общей энергоемкости, сокращение возможностей для коррупции в налоговых и таможенных органах, приобретение частными компаниями большей независимости от государства, увеличение международной открытости, обострение конкуренции на большинстве рынков, улучшение экологической обстановки в стране, расширение нормальных товарно-денежных отношений на сферы, ранее бывшие предметом государственного администрирования и публично-правового принуждения.
18. Ликвидация БТН не являлась бы перераспределительной мерой, улучшающей положение одной группы экономических субъектов за счёт другой.
19. Ликвидация БТН может быть осуществлена постепенно, форсированный коллапс предприятий с повышенной энергоемкостью не обязателен.
20. Ликвидация БТН может сопровождаться обострением следующих проблем: 1) необходимость компенсации роста цен на топливо для лиц, занятых в государственном секторе и получающих государственные пособия; 2) необходимость балансировать федеральный бюджет с учетом риска снижения мировых цен на топливо. Вместе с тем, в мировой науке и практике широко известны эффективные способы решения этих проблем, и обсуждаемые меры вполне совместимы с использованием этих способов.